В пятницу была опубликована квартальная отчетность мобильных операторов «МТС-Украина» и «Астелит». Хотя компании по-прежнему сокращают выручку, динамика падения замедлилась. Это дает основание говорить о том, что пик кризиса уже пройден. Наилучшую динамику изменения показателей демонстрирует компания «МТС-Украина», отмечают эксперты. По их мнению, в долгосрочной перспективе она может догнать лидера рынка «Киевстар», пишет «КоммерсантЪ-Украина».
Согласно данным МТС, выручка украинской «дочки» в июле-сентябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 1,7%, до 2,2 млрд грн; чистая прибыль – на 45,6%, до 195,8 млн грн; показатель OIBDA на 1,9%, до 1,07 млрд грн. По сравнению с II кварталом этого года выручка в национальной валюте на выросла на 12,1%; чистая прибыль – на 37,5%; OIBDA – на 19,9%.
Выручка «Астелит» в III квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилась на 27%, до $93,2 млн; чистый убыток вырос на 75,6%, до $42,5 млн; показатель EBITDA снизился на 34,5%, до $7,4 млн. По сравнению со II кварталом этого года выручка на выросла на 8,5%; чистая прибыль – на 116%; EBITDA – на 221%. Компания традиционно не публикует отчетность в гривне. Но начальник департамента корпоративных связей «Астелита» Надежда Лубнина говорит, что в гривне доходы компании выросли по сравнению с III кварталом на 18%, а по сравнению со II кварталом – на 11%.
Падение доходов операторов является тенденцией для всего рынка: напомним, что падение гривневой выручки лидера рынка – компании «Киевстар» – в III квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 13% (см. Ъ от 30 октября).
«МТС-Украина» выгодно отличалась от конкурентов по показателю дохода с одного абонента (ARPU). В III квартале он остался на уровне прошлого года – 40 грн. За этот период ARPU «Киевстара» снизился с 47 до 42 грн, а ARPU «Астелита» – c $4,1 до $2,6. Надежда Лубнина отмечает, что в гривне этот показатель с прошлого года не уменьшился.
По мнению аналитика GfK Ukraine Глеба Вышлинского, позитивная динамика по ARPU у «МТС-Украина» объясняется введением обязательных ежемесячных платежей в популярных тарифах. Кроме того, операторы стали поощрять абонентов к пользованию дополнительными услугами. Однако на «Астелите» введение обязательных ежемесячных платежей отразилось негативно – количество активных абонентов за квартал сократилось на 2,5% и составило 7,8 млн (общая абонбаза оператора выросла на 0,9% в квартальном и на 10,3% в годовом исчислении, до 11,8 млн).
Эксперты и участники рынка отмечают, что из ведущей «тройки» операторов «МТС-Украина» и «Астелит» показывают лучшую по сравнению с «Киевстаром» динамику. По словам Глеба Вышлинского, с наступлением кризиса «Киевстар», имеющий позиционирование премиального оператора, не предпринял никаких активных действий, чтобы его изменить. В то же время два других оператора вышли на рынок с более выгодными предложениями. «Впрочем, в краткосрочной перспективе «Киевстару» нечего бояться, тем более что пик кризиса преодолен,– говорит господин Вышлинский.– Но абонбаза и другие показатели двух лидеров рынка, скорее всего, будут сближаться». По его мнению, реальной угрозой для «Киевстара» может стать лишь принятие закона о переносимости номера (MNP), поэтому оператор «будет делать все для регуляторного сдерживания этой инициативы». А аналитик ИК Concorde Capital Егор Самусенко прогнозирует, что перспективе полутора-двух лет показатели доходности и прибыльности двух ведущих операторов снова уравняются.