Таксомания. Нацбанк опасается, что терминалы по приему наличных платежей могут превратиться в конвертационные центры

На минувшей неделе Ассоциация украинских банков (АУБ) разослала комбанкам письмо, в котором попросила руководителей представить свои замечания и предложения по проекту Положения НБУ “О совершении перевода средств с использованием автоматов самообслуживания”. Документ был недавно опубликован на сайте НБУ.
На сегодняшний день платежные терминалы (таксоматы) используются для приема наличных в пользу мобильных операторов, банков, интернет-провайдеров и т.д. Данные терминалы начали массово появляться в стране в начале текущего года. Сейчас услуги по переводу денег через платежные терминалы предоставляют более 20 компаний (небанковских учреждений), которые, по оценкам НБУ, установили примерно 7,5 тыс. терминалов.

Image

В Нацбанке считают, что таксоматы, с помощью которых принимаются платежи населения, могут использоваться для незаконного обналичивания или отмывания денег. “Наличие этих точек создает предпосылки для отмывания денег. Люди выстраивают схемы, терминалы могут стать одним из элементов этих схем. Легализуйтесь и работайте под контролем банков — вот квинтэссенция документа (проекта Положения НБУ. — Ред.)”, — сообщил БИЗНЕСу Виктор Кравец, исполнительный директор НБУ по вопросам платежных систем и расчетов.

Image
Виктор Кравец

Регулятор опасается, что средства из платежных терминалов могут использоваться для обслуживания черного рынка. “Возникает вопрос использования наличных, которые принимаются и аккумулируются в этих терминалах. К примеру, появляется возможность изъять “наличку” из терминала и проворачивать ее несколько раз до зачисления на счет получателя средств. При этом деньги могут использоваться для обслуживания так называемых теневых схем. Другими словами, собственники терминалов могут продавать “наличку” в теневой оборот под 10% и более, как это происходит в России, и получать колоссальные доходы”, — считает г-н Кравец.
Сегодня компании, которые являются собственниками платежных терминалов, стараются экономить на инкассации и производят ее крайне редко, когда терминал близок к полному заполнению. “Инкассация проводится по мере наполнения терминалов. В этом никакого отмывания нет”, — говорит финансовый директор украинского представительства компании I-box, через терминалы которой свои кредиты собирает Альфа-Банк (Украина). Аналогичной точки зрения придерживаются конкуренты из Express Pay, которая сотрудничает с Ощадбанком. “Я не могу отвечать за деятельность других компаний. Мы же работаем в законодательном поле Украины”, — заверила БИЗНЕС Ирэна Лисак, генеральный директор компании Express Pay.

Image

Если учесть, что в платежный терминал, как правило, помещаются четыре кассеты вместимостью по 1 тыс. купюр, то в одном таком аппарате может аккумулироваться до 2 млн грн. По самым скромным подсчетам, речь может идти о теневом обороте на сумму 0,32-8 млрд грн. наличными.
Для контроля этой денежной массы в Нацбанке предлагают упорядочить процесс инкассации таксоматов. “Когда операция осуществилась, нужно бы ее сразу направлять в официальное русло. В России, действительно, существовали широкие возможности повторного использования наличных денег. Мы же эти возможности пресекаем и говорим: “Нет, ребята, инкассируйтесь как можно чаще. Выполнил операцию — сдай деньги для зачисления на текущий счет. Это позволяет сразу же легализовать наличные”, — утверждает Виктор Кравец. В то же время в компаниях, являющихся собственниками платежных терминалов, считают намерение регламентировать процесс инкассации бессмысленным. “Инкассация и так производится банком, хотя, в принципе, это средства компании, и она сама может везти их в банк. Пусть Нацбанк попробует доказать, что мы используем какие-то теневые средства. Он увидит, что все принятые деньги зачисляются на текущий счет”, — уверяет Дмитрий Рыков, представитель компании I-box.

О нецелесообразности

ImageАлександр Солтус (42),
председатель правления Укрпромбанка (г.Киев; с 1989 г., 4,6 тыс.чел.):

— Опасность отмывания денег через таксоматы если и существует, то ничтожно малая, особенно если принимать во внимание совокупные объемы отмывания капиталов в нашей стране. Не верю, что кто-то будет пробовать заниматься такими вещами через таксоматы. Серьезная отмывка денег не через эти устройства делается. На сегодня в Украине, к сожалению, присутствует настолько разветвленная система отмывания денег, что необходимости делать это через таксоматы просто нет. Это невыгодно даже с экономической точки зрения.

О рисках

ImageСергей Равняго (44),
председатель правления Актив-Банка (г.Киев; с 2002 г.; около 300 чел.):

— В мировой практике можно выделить два режима регулирования приема платежей — либеральный и консервативный. К примеру, в Южной Корее платежи могут осуществляться мобильными операторами. Вы идете по улице, стоит ящик, продающий напитки, на нем номер телефона. После того как вы позвоните по нему — из ящика вывалится бутылка с напитком. В конце месяца в счете за телефон будет написано, что такого-то числа по такому-то адресу вы купили такой-то напиток. Консервативный режим регулирования платежей строится на принципе, что все платежи должны осуществляться только банками. С точки зрения потребителя, который не хочет лишний раз рисковать, я поддерживаю этот подход. Бесконтрольный рост таксоматных сетей может породить новый вид мошенничества. Может оказаться, что вместо таксомата стоит просто ящик с красивым экраном, который ни к чему не подключен. Люди будут вставлять туда деньги, но они никуда уходить не будут. А таксомат будут регулярно “инкассировать” нужные люди.

(с) Дмитрий Гриньков, Бизнес

Один комментарий на «“Таксомания. Нацбанк опасается, что терминалы по приему наличных платежей могут превратиться в конвертационные центры”»

  1. bob:

    Дмитрий Рыков не является представителем компании Ibox с июля 2008 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *