Работа на сторону

Отечественная индустрия аутсорсинга программного обеспечения (ПО) в последние годы стабильно развивалась. В этом году рост экспорта ПО несколько замедлился, однако его объем должен составить порядка $500 млн. При этом 95% экспортных разработок – это продукты под заказ, об украинском происхождении которых мало кто знает, пишет «КоммерсантЪ-Украина».
Оффшорное программирование является довольно закрытой отраслью, состоящей в основном из непубличных компаний. По этой причине определение финансового состояния украинского рынка носит оценочный характер и серьезно отличается в зависимости от источника. «По разным оценкам, размер рынка колеблется от полумиллиарда до миллиарда долларов в год»,– говорит управляющий директор GlobalLogic Ukraine Роман Хмиль. Согласно последнему исследованию организации «Украинская Hi-Tech инициатива», объем рынка аутсорсинга в 2008 году в Украине составил $530 млн. Для сравнения, по результатам исследования компании Zinnov Management Consulting, в 2008 году компании из Индии и Китая заработали на оффшорном программировании $9,4 млрд и $7,7 млрд соответственно.

В последние «докризисные» годы рост рынка составлял 30-50%, но финансовый кризис ударил по заказчикам, большинство которых находятся в странах Европы и США. Некоторое время компании адаптировались к работе в новых условиях и с новыми заказами не спешили. Но этот период длился недолго, и сейчас ситуация улучшается. И все же, по словам Романа Хмиля, по результатам года роста, скорее всего, не будет. А вот следующий год, по его мнению, может стать рекордным для украинской индустрии экспорта ПО – в связи с тем, что в кризис крупные западные компании существенно увеличивают аутсорсинг. «Но поскольку для принятия решений им понадобилось 6-9 месяцев, этот рост материализуется только сейчас,– говорит господин Хмиль.– Хотя о том, что это случится, мы знали еще в начале года».

Как отмечают участники рынка, кризис даже пошел им на пользу: слегка «остыл» рынок IT-персонала, подешевела аренда коммерческой недвижимости. В итоге рентабельность ведущих компаний выросла в среднем в 1,5 раза, до 13-15%. Существенный минус заключается в том, что падение курса гривны и просевшая украинская экономика оттолкнули разработчиков от внутреннего рынка, говорит руководитель портала developers.ua Максим Ищенко: «Наметившийся было тренд перехода от аутсорсинга к внутреннему рынку и разработке собственных продуктов сошел на нет. Аутсорсинг опять на коне: он позволяет неплохо зарабатывать с минимальными инвестициями».

Консолидация продолжается

По данным организации «Украинская Hi-Tech инициатива», на внутреннем рынке разработки ПО под заказ в прошлом году действовали 850 компаний, в которых было занято 14,4 тыс. IT-специалистов. Но тогда рынок переживал бурный процесс консолидации – крупные зарубежные и украинские компании наращивали свое присутствие как за счет поглощения более мелких игроков, так и путем расширения существующих и открытия новых центров разработки в крупных городах. К началу этого года на рынке выделились несколько ведущих аутсорсеров со штатом более 500 человек: львовская SoftServe (1200 чел.), американская GlobalLogic (1200 чел.), российские Luxoft (800 чел.) и ЕРАМ (700 чел.).

Пока нельзя сказать, что рынок централизован, но крупнейшие компании аккумулируют значительную часть высокодоходных заказов, а многие мелкие (10-15 чел.) софтверные фирмы будут вынуждены уйти с рынка. Максим Ищенко оценивает оборот крупнейших 10 компаний в 2008 году на уровне $100-150 млн. «В 2009 году лидеры рынка увеличат его на 10-30%, в том числе за счет перераспределения заказов от менее успешных и эффективных фирм»,– считает он.

По мнению директора компании «Телесенс» Эдуарда Рубина, сейчас процесс консолидации затормозился, но в дальнейшем он продолжится, поскольку IT-рынок по-прежнему привлекателен для инвестиций. Роман Хмиль в свою очередь полагает, что крупных слияний и поглощений в ближайшее время не произойдет: «В период кризиса компании неохотно тратят наличные, а модель обмена акциями не очень привлекательна и применима на украинском рынке». Он же назвал и другие пути укрупнения рынка: персонал активно мигрирует из маленьких и средних компаний в крупные – стабильные и продолжающие расти. «Таким образом, консолидация продолжается, но не за счет слияний – нам, например, в ближайшие полгода нужно нанять до 500 человек»,– говорит господин Хмиль.

Относительный достаток

Основной капитал софтверной компании – технические специалисты. Именно от их профессионального уровня зависит успех и само существование компании. Поэтому в структуре затрат аутсорсеров оплата труда занимает до 50%. Предыдущие годы характеризовались стабильным ростом средних зарплат – на 30-50% в долларовом эквиваленте. В этом году картина иная. По данным опроса на сайте developers.ua, за прошедший год зарплаты украинских программистов не изменились (в среднем в Киеве – около $1500). Но в гривне они выросли на 40%, так что в сравнении с уровнем оплаты труда в других отраслях украинские «программеры» чувствуют себя не так уж плохо.

Опрос developers.ua выявил интересную тенденцию: зарплату наличными (в долларах или евро) сегодня получают 32% респондентов, хотя год назад таких было 20%. «Вероятно, компании пытаются сокращать издержки в виде налоговых платежей, поэтому снова растет доля зарплат ´в конвертах´«,– говорит Максим Ищенко.

Стоимость одного специалиста, или так называемый «рейт» (rate), включающий зарплату, налоги, затраты на рабочее место, командировочные и другие расходы, является ключевым показателем на рынке разработки ПО. По данным «Украинской Hi-Tech инициативы», в 2008 году рейт украинских разработчиков составлял от $28 тыс. до $57 тыс. в год. В течение нынешнего года рейты основных стран-аутсорсеров снизились на 10-20% (в основном вследствие привязки к национальным валютам). В Украине этого не произошло, так как зарплаты у нас традиционно привязаны к доллару. Но чтобы конкурировать на изменившемся рынке, украинские разработчики, по мнению экспертов, должны будут снизить цены уже к концу этого года. Причем если продолжится тенденция к падению стоимости аренды, это, скорее всего, не очень отразится на зарплатах специалистов. К тому же, несмотря на кризис, многие компании по-прежнему испытывают сложности с наймом квалифицированных специалистов. «Даже в январе-апреле, когда неопределенность на рынке достигла пика, работу искали в основном молодые специалисты,– отмечает Максим Ищенко.– Опытных сотрудников компании удерживали любой ценой, так как понимали, что вернуть их обратно потом не получится – найдут другое место».

Представители компаний подтверждают выводы экспертов. По словам Эдуарда Рубина, компании держатся на специалистах старой школы, а новые кадры приходится растить самостоятельно. «Западные компании требуют разработок с использованием новых технологий, и компании автоматически подтягивают свой уровень и уровень сотрудников для выполнения такого рода проектов»,– говорит он.

Проблемы роста

Если оставить за скобками финансовые показатели, позиции отечественной софтверной индустрии оставляют желать лучшего. «Украинский IT-аутсорсинг все еще находится в начале пути на международном рынке»,– считает генеральный директор компании «БМС-Софт» Александр Данилов. По его мнению, украинские разработчики пока не реализовали имеющийся интеллектуальный потенциал.

На сегодня в стране наберется лишь с десяток компаний, занимающихся разработкой программных продуктов мирового уровня. Основной массе аутсорсеров иностранные заказчики доверяют лишь черновую работу. «Зачастую зарубежные заказчики предпочитают предоставлять для аутсорсинга не полный цикл разработки или продуктовый аутсорсинг, а лишь некоторые его части»,– говорит Александр Данилов. При этом он отмечает, что сейчас вновь возвращается спрос на аутстаффинг украинских специалистов. При этой модели аутсорсинга украинские программисты удаленно работают на иностранные софтверные компании. Отдельному «программеру» все равно, где находится работодатель, но для украинского рынка в целом это шаг назад. Приоритетом же номер один для отечественных компаний остается продуктовая модель аутсорсинга – то есть разработка готовых программных продуктов «под ключ».

По словам господина Данилова, украинский IT-аутсорсинг нуждается в маркетинге и рекламе, продвижении на международном рынке, а кроме того, поддержке со стороны органов власти, которой пока не наблюдается. «Отсутствие господдержки отчасти вызвано пассивностью самих игроков,– отмечает Роман Хмиль.– Долгое время индустрия жила по принципу ´не мешают – и ладно´. Но сейчас, когда индустрия выросла и консолидировалась, возникает множество препятствий для дальнейшего развития: проблемы с импортом опытного оборудования для выполнения исследовательских проектов, отсутствие рекламной поддержки страны на международных рынках, отсутствие технопарков с развитой инфраструктурой и связями с учебными заведениями, системные проблемы подготовки кадров нашими вузами». Таким образом, эксперты единодушны во мнении, что в Украине IT-индустрию стоит включить в список приоритетных инновационных отраслей, ведь это направление имеет значительный потенциал роста, создавая при этом высокотехнологичную продукцию и рабочие места.

Безымянные работники

Программы, разработанные в Украине, используются в информационных системах крупнейших мировых банков, в системе управления Boeing, в биллинговых системах ведущих операторов связи. Об этом, впрочем, мало кто знает: разработчик ПО известен только заказчику. Но в Украине есть компании, разрабатывающие и продвигающие программы под собственной торговой маркой – GSC World (игры «Казаки», «С.Т.А.Л.К.Е.Р.»), «Террасофт» (CRM-системы), ELEKS Software (информационная система для медицинских учреждений Doctor Eleks, навигационная программа Eleks Autonavigator), «Визиком» (электронные карты). Создание программных продуктов – рискованный и затратный бизнес. В мире этим занимаются венчурные фонды, которые вкладывают средства одновременно в большое количество стартапов. Причем вероятность коммерческого успеха, как правило, составляет около 10%. По словам управляющего директора GlobalLogic Ukraine Романа Хмиля, стратегия и бизнес-модель его компании – создавать программные продукты, которые будут продаваться под торговыми марками лидеров индустрии. «В свои продукты мы не инвестируем, так как это рискованно, а мы не являемся венчурным фондом. Каждый должен заниматься своим делом: одни придумывают новые идеи, другие доводят их до промышленных образцов, третьи потом продают»,– отмечает он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *